По моему глубокому убеждению, троллинг есть не что иное, как исконно Российская рыбалка - ловля на дорожку. Конечно, современная снасть, великое разнообразие приманок, лодки и моторы значительно видоизменили такую ловлю, но суть ее остается прежней. А заключается она в том, что приманка "волочится" вслед за медленно движущейся лодкой и на нее, (на приманку, а не на лодку) нападает хищник. Итак, процесс ясен, определимся теперь с тем как, где, чем и на чем. Начать я хочу с того, что, опять же, высказанное здесь имеет отношение большей частью к тем условиям, в которых рыбачим мы т.е. к Среднему Приобью. Для других мест наши замечания может вовсе неприемлемы или даже вредны, но не настолько, чтобы плюнуть в лицо автору и обозвать его всякими позорными словами. И еще, хочу заметить, что острой необходимости в такой рыбалке, как правило, не возникает. Она не такая интересная, как спиннинг и проводится чаще всего от случая к случаю, больше с целью разведки водоема, либо при окончательной лени рыболова. Начнем с транспортных средств. Для такого дела подходит любая лодка, длиной не менее 3,5м. - хоть весельная, хоть под мотором. Можно конечно рыбачить и из катера - катер, это несколько другое, чем просто лодка, (там даже каюты имеются). Единственное условие - посудина не должна идти очень быстро. Наиболее подходящая скорость 5-10 км\час. (практически скорость спокойно идущего по асфальтовой дороге пешехода). Моторы мощностью от 25 л.с. и более применять не рекомендуется, т.к. помпа, гоняющая охлаждающую жидкость, на такие режимы не рассчитана, часто перегревается, а то и вовсе выходит из строя. Коль уж троллинг стал основным видом рыбалки - следует приобрести либо тихоходный винт к своему мотору, либо маломощный мотор, лучше электрический и установить это добро на откидном транце на носу лодки. (Сделать это на надувнушке труднее, но возможно). Троллинг в одиночку затруднителен, очень суетлив и непродуктивен - очень много сходов рыбы; три человека только мешают друг - другу и путают снасть, поэтому рыбачить лучше всего вдвоем. Один на корме при моторе, другой - в носу. Располагайтесь всегда лицом к тому борту, куда "смотрит" ваше удилище, напарник же "нацеливается" на противоположный борт. При наличии специальных приспособлений с держателями удилищ (этакая рама, которая устанавливается поперек лодки ближе к корме) возможно выставить веером одноразово до 4х удилищ. В обычных условиях, когда глубина водоема не превышает 3-4 метра, результативность такого набора не намного выше. Такое оправдано только в тех случаях, когда глубины достигают 8 и более метров и четыре удилища позволяют "прочесывать" приманками одновременно разные горизонты. Снасти. Поскольку троллинг - рыбалка большей частью статичная, не требующая деликатной работы снастью - приобретать для нее удилища из высокомодульного углеволокна - пустая трата денег. Удилища должны быть крепкими и надежными, способными выдержать большие нагрузки, а собственный вес их не так уж и важен. Этому виду рыбалки вполне соответствуют достаточно дешевые стеклопластиковые удилища, длиной от 2,1 до 2,7 метра, быстрого или среднего строя с тестом забрасываемой приманки от 20-30 грамм и более. Катушка желательно все же мультипликаторная и тому есть определенный резон. Дело в том, что "мульты" - это по сути дела лебедка, способная легко "проглотить" даже очень значительные силовые нагрузки. Тормоз "мульта" очень надежен, практически никогда не подводит, а лесоемкость шпули всегда впечатляет. 200-300 метров достаточно толстой плетенки (0,28-0,35 мм.) не роскошь, а настоятельная необходимость. Дело в том, что тащить за лодкой приманку приходится чаще всего на расстоянии 30-50 метров от кормы. При поклевке крупного хищника (а на него мы собственно всегда и рассчитываем), либо при глухом зацепе - пока сообразишь, пока заглушишь мотор, пока лодка остановится - глядишь, а еще метров 40-50 как не бывало. Кроме того, почти всякую рыбалку, в силу определенных причин, приходится попросту отрезать несколько метров поврежденного рабочего конца лески. Вот поэтому солидный запас на шпуле ой как необходим. Конечно, можно использовать для троллинга и "безинерционку", но я вовсе не уверен, что она прослужит вам больше одного сезона в лучшем случае. Если уж совсем нет другого выхода, или вы принципиальный противник мультипликатора - выбирайте недорогие, тихоходные силовые безинерционные катушки при 4-5 подшипниках (напр. Bando ISO - 2000). Приманки. В прошлые годы обычно "волочили" за собой крупную колеблющуюся блесну. Теперь это тоже актуально, хотя лучшей приманкой для троллинга следует считать все-таки воблер. Какие нужны воблеры? Выбирать для троллинга воблер следует очень вдумчиво и с понятием. Многое зависит от водоема, в котором вы намерены рыбачить, его глубины, захламленности всякими корягами и растительностью. Кроме того, определитесь на какого хищника вы, собственно, вправе рассчитывать, его вид и размер. При покупке воблера важно очень четко определить (знать) горизонты, на которых работает данная приманка. (Никак не надо, чтобы он "пахал" дно, нужно чтобы он шел не менее тридцати сантиметров над ним.) Поскольку, все заморочки и прибамбасы, как-то: толстая леска, стальные поводки, мощные застежки и карабины для троллинга сохраняют свою актуальность, то получается, что воблер никак не может быть величиной с зажигалку. С учетом наших "национальных особенностей" в троллинге мы применяем большие (13-18см. и более) плавающие воблеры, с рабочими глубинами 2-3 метра (Rapala Magnum), яркой раскраски. Все дело в том, что озера наши обширны, но мелководны, глубины их крайне редко достигают 3-4 метра (в основном 1,5-2,5м.), поэтому глубоко идущие воблеры не нужны. На таежных реках троллинг применяем крайне редко, в основном при переходе с места на место. Вода в наших реках и озерах насыщена соединениями железа, и потому хоть и прозрачна, но, отчетливой, коричневой окраски. Это обстоятельство и диктует выбор цвета приманки. Практически никогда не применяем суставные воблеры, они дают очень живую игру даже при медленной проводке, при больших скоростях - сбиваются. Последние годы, в основном на незнакомых водоемах, продвинутые рыболовы используют при троллинге эхолот. Главная задача эхолота определить глубины водоема, найти ямы, бровки свала на глубину и, в принципе, показать - есть рыба или нет. Больше от этого прибора мы ничего не ждем. В троллинге лучше всего, когда эхолот стационарный и его датчик закреплен на транце лодки. Вот, пожалуй, и все. Само собой разумеется, что процесс вываживания рыбы, способы втаскивания ее в лодку - остаются на совести каждого рыбака, принципы здесь такие же, как в спиннинге. Могу только порекомендовать следующее. На озере, при поклевке рыбы, желательно заглушить мотор; на реке же - такого делать не рекомендую. Течение, да и сама рыба может прибить вас к корягам, где потеря трофея почти гарантирована. Поэтому частенько, на малых скоростях, приходится буксировать рыбу к берегу, (иногда противоположному) и к такому месту, где ее легче всего достать. Сходов в процессе буксировки практически не случается. Поскольку троллинг это все-таки коллективная рыбалка, поведение напарника при поклевке должно соответствовать этому принципу. Свою снасть он должен тут же смотать, и все свои усилия направить на помощь другу. Бывает так, что в процессе подмотки следует поклевка и у напарника. Такая ситуация приносит много веселых минут и запоминается надолго. Впрочем, как и всякая удачная рыбалка. Тим. rybnadzor.com
|